Новости / В этом году архитектурно-строительному отделу ОАО "Томгипротранс" исполнилось 65 лет

11 февраля 2019 г.

Днем рождения отдела следует считать 6 февраля 1954 года, когда приказом № 40 начальника Томжелдорпроекта Владимирова А.А. на базе сектора гражданских сооружений был организован архитектурно-строительный отдел. Первым его начальником был назначен Борис Васильевич Богданович, бывший до этого руководителем сектора, главным специалистом отдела - Дрейзин Элеозар Израилевич.

Общая численность отдела составляла 16-20 человек.

Наряду с проектированием сравнительно небольших жилых, общественных и служебно-технических (часто деревянных) зданий в 1955-1965 годах отделом было запроектировано много довольно значительных и интересных объектов, среди которых здание областного комитета госбезопасности (нынче ФСБ), бассейн «Труд», первые в Томске 9-этажные студенческие общежития, кинотеатр им. Горького, железнодорожные техникумы в городах Томске и Иркутске, комплексы жилых и общественных зданий для железнодорожников в городах Улан-Удэ и Тайшете, жилые дома для работников нашего института и другие.

В отделе в то время работали такие опытные, высоко квалифицированные специалисты, как архитекторы

Э.И. Дрейзин, (член Союза архитекторов СССР с 1934г.), вложивший огромный труд в выпуск прекрасного альбома «Деревянная резьба в архитектуре г.Томска», С.Ч. Михневич (член Союза архитекторов СССР, член правления Томского отдела Союза архитекторов); главные инженеры проектов  И.Ф. Гнатюк, И.И. Зимарева; руководители групп С.Е. Школяр, Г.В. Козовая, С.И. Дымнова; инженеры  К.Ф. Ступина, Н.Г. Колеватов, Р.Н. Яковлева, Т.В. Патрушева, Л.И. Сибирякова  и многие другие.

В шестидесятые годы объемы проектных работ по жилым, промышленным и гражданским зданиям стали значительно увеличиваться. Главным образом это было связано с появлением в институте крупных комплексных объектов: ж.д. линии Асино – Белый Яр, Хребтоя - Усть-Илимская, вторые пути и электрификация ж.д. линии Тайшет – Лена, электрификация участков Слюдянка – Улан-Удэ, Улан-Удэ – Петровский завод, Угловая – Находка.

В 1971 году начальником уже довольно крупного отдела назначается В.И. Рубанов.

В семидесятых – восьмидесятых годах в институте велись работы по проектированию Западного участка БАМ, электрификации ж.д. линии Вологда – Череповец – Кошта, электрификации участка ж.д. линии Карымская - Чернышевск-Забайкальский,  усиление железнодорожной линии на участке Чум - Лабытнанги, тепловозного дело ст.Зима, локомотивного дело на ст. Тайга, ЖБК – 100 для треста «Томсктранстрой», номерных объектов на Восточно-Сибирской и Забайкальской дорогах и др. объектов.

На этот момент в отделе было сформировано четыре строительные группы и группа смет.

Большие объемы планировочных работ привели к необходимости образования в отделе в 1974 году специализированной группы генеральных планов, руководителем которой на протяжении многих лет являлась Тульчинская Г. Н., затем Бутенко В.В.

Трудно перечислить все даже самые крупные и значимые объекты, запроектированные архитектурно-строительным отделом. Это сотни жилых домов, десятки школ, детских садов, больниц и поликлиник, магазинов, столовых и кафе, клубов и кинотеатров, домов быта, административных зданий, профессионально-технических училищ, спортивных сооружений, объектов сельского хозяйства; множество производственных и служебно-технических зданий в Западной и Восточной Сибири, в Бурятии и Забайкалье, на  Дальнем Востоке, в Кузбассе и Казахстане, в Вологодской  области, на Украине, железнодорожные вокзалы в Канске-Енисейском, Братске и станциях Байкало-Амурской магистрали, запроектировано много объектов для города Томска. Вот некоторые из них: библиотека Томского госуниверситета, гостиница «Томск», 3-я городская больница, административное здание треста «Томсктранстрой», производственное здание Томгипротранса, комплексы жилых и гражданских зданий.

Отмечая большой вклад работников в становление и развитие отдела, нельзя не вспомнить с благодарностью бывшего главного инженера проекта Феллера К.А. Являясь автором раздела проекта Байкало-Амурской магистрали, он принял самое активное участие в создании Бамовских поселков, начиная от выбора площадок, умело координируя работу девяти субподрядных проектных организаций. Благодаря его энергии,  знаниям и организаторским способностям, коллективу отдела удалось в крайне сжатые сроки выполнить проекты поселков Байкало-Амурской магистрали.

Немало добрых слов можно сказать о ветеранах труда, успешно работавших в отделе в разное время. Это

В.А. Дианов, Т.Н. Богатова, М.А. Бахирева, Р.А. Тарабрина, Л.М. Тарасевич, Т.Н. Зудова, Т.В. Патрушева,

Р.Н. Яковлева, А.В. Владимиров, А.Н. Дорохов, Н.Г. Колеватов, Н.И. Попова, З.П. Рудакова, Г.Н. Тульчинская,

В.М. Каменская, А.Н. Николаев, Л.А. Козленко, Л.В. Лазарева, Н.Г. Глуховченко.

В отделе длительное время работали очень опытные высоко квалифицированные специалисты - Т.И. Кочегарова, Т.Д. Кочегарова, А.Ф. Пономаренко, Н.В. Желонкина, Л.Н.Перемитина.

В 1997 году, ввиду уменьшения проектных работ, архитектурно-строительный отдел был объединен с сантехническим. Возглавил отдел АСиС Остроухов А.П. Вместе с А.П. Остроуховым из сантехнического отдела перешли С.Ф. Панин, В.А. Терентьева, Л.Ф. Корнеева, А.Л. Мелешко, Л.И. Кириллова, З.А. Емельянович,

Т.В. Селуянова, Н.А. Кличникова, И.В. Петрова, О.А. Морнова.

После объединения архитектурно-строительного и сантехнического отделов объемы проектных работ начали постепенно нарастать, главным образом, за счет жилых и общественных зданий в городе Томске.

В объединенном отделе было сформировано две строительные группы под руководством Левченко Л.С. и Желонкиной Н.В, группы «Отопление и вентиляция» под руководством Корнеевой Л.Ф, «Водоснабжение и водоотведение» под руководством Терентьевой В.А., группа генплана – руководитель Бутенко В.В. и группа смет – руководитель Кличникова Н.А.

Появилось много заказов на техническое обследование существующих зданий, на капитальный ремонт, реконструкцию и надстройку зданий.  

В 2000 году начальником отдела назначен Пономаренко А.Ф., одновременно являющийся главным инженером проекта по объектам жилищного, гражданского и социального назначения. Отделом выполнен сложный проект реконструкции электровозного депо на станции Тайга, запроектирован ряд производственных и служебно-технических зданий на Красноярской и Забайкальской железных дорогах, здание одной из станций монорельсовой дороги в Москве. Выполнен большой объем проектных работ по сооружениям ВОХР на тоннелях ж.д. линии Абакан – Тайшет. Запроектировано много современных жилых и общественных зданий с хорошей планировкой и интересным архитектурным решением фасадов. Это учебный корпус № 4 Томского госуниверситета, жилой дом на пересечении ул. Вершинина и Герцена, жилой дом по ул. Трифонова, 17, гостиница на ул. Обруб, база отдыха в поселке Ключи Кемеровской области, 10-этажные жилые комплексы по ул. Учебная и Мокрушина, 9-этажные жилые дома по ул. Алтайской и Фрунзе.

К 400-летию города Томска отдел выполнил большой объем проектных работ по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений. В результате реконструкции автовокзала значительно улучшился облик всей привокзальной площади города.

В 2008 году, после увольнения из отдела половины квалифицированного списочного состава, отдел возглавила Селиванова Е.Ю., главным специалистом была назначена Левченко Л.С.

Отдел наполовину пополнился молодыми специалистами, только что окончившими Томский государственный архитектурно-строительный университет.

В этот период отдел принимал участие в разработке знакового для института объекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл – Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва». Выполнил проектную и рабочую документацию по объектам «Строительство производственно-эксплуатационной базы, автостоянки на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории  Алтайского района, Алтайского края», сооружениям ВОХР на территории реконструируемых мостов через р. Ахтубу Приволжской ж.д., р.Оку Московской ж.д., р.Северский Донец Северо-Кавказской ж.д. Так же велись работы по выносу существующих и проектированию новых сетей в объеме капитальных ремонтов улиц г. Томска и транспортной развязки на участке ул.Пушкина – пр. Комсомольский; строительства улиц Клюева, Сибирской, Елизаровых, Беринга, Обручева; реконструкции улиц Д. Ключевой, Пушкина и ряда др. объектов.

В настоящее время отдел располагает молодыми квалифицированными специалистами и постоянно пополняется выпускниками Томского архитектурно-строительного университета.

Архитектурно-строительный отдел оснащен современной компьютерной техникой с программным обеспечением и способен успешно выполнять сложные проекты по строительству, отоплению и вентиляции, водоснабжению и водоотведению.

В этом году архитектурно-строительному отделу ОАО "Томгипротранс" исполнилось 65 лет