Новости / С ДНЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА!

06 августа 2017 г.

История праздника

День железнодорожника впервые был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова № 68 от 28 июня (10 июля по новому стилю) 1896 года.

                         Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и                               эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил:                                        установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими                              железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения.

                                                                                                                                                                      — Министр путей сообщения князь М. Хилков.

Новый праздничный день стал первым профессиональным праздником сотрудников железнодорожного транспорта не только в Российской империи, но и в Европе. Дата ежегодного празднования Дня железнодорожника всеми центральными и местными учреждениями, заведывавшими железными дорогами в России, неотъемлемо связана с днём рождения императора Николая I, 25 июня (6 июля). Российский император Николай I считается основателем железнодорожного дела в России: при нём были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село и первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы.

В этот день центральные и местные железнодорожные учреждения не работали, а вечером организовывался ужин с концертом в зале Павловского вокзала Царской железной дороги. На крупных станциях и вокзалах устраивали благодарственные молебствия. Особенно торжественно проходило празднование на набережной Фонтанки у дома № 117, где тогда располагалось российское Министерство путей сообщения. На торжество сюда приезжали не только высшие чины МПС, но и представители железнодорожных департаментов Министерства финансов и Государственного контроля, которые работали в тесном контакте с МПС. День железнодорожника регулярно отмечался вплоть до 25 июня 1917 года.

После Октябрьской революции были отменены все царские праздники, в том числе и День железнодорожника. Традиция празднования Дня железнодорожника возобновилась лишь в 1936 году, в связи с выдвижением железнодорожниками предложения «…о Дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины…» во время совещания работников железнодорожного транспорта в Москве 25—30 июля 1935 года. После совещания во время приёма железнодорожников в КремлеСекретарьЦК ВКП (6) Иосиф Сталин лично поблагодарил товарищей за достижения:

                          Разрешите провозгласить тост за ваши успехи, которые несомненны и за которые вы заслужили настоящую товарищескую похвалу.                              Разрешите провозгласить тост за те достижения, которых еще нет у вас, но которые обязательно должны быть, за то, чтобы все вы, от                                 стрелочника до наркома, сделали всё необходимое и подняли транспорт, который идёт уже в гору, но идёт ещё покачиваясь, за то, чтобы                             транспорт был чётко работающим, исправно действующим, точным, как хороший часовой механизм, конвейером! За всех вас и за вашего                             наркома, товарищи! 

Согласно постановлению ЦИК СССР от 28 июля 1936 года за подписью председателя президиума ЦИК СССР Михаила Калинина праздник решено было проводить ежегодно 30 июля

                          Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, им. Л. М. Кагановича и других железных                          дорог об установлении ежегодно в годовщину приёма железно­дорож­ни­ков руководи­те­ля­ми партии и правительства СССР 30 июля —                                   Всесоюзного дня железно­дорож­но­го транс­порта Советского Союза.

Этот день был выбран потому, что 30 июля 1935 года Сталин принял делегацию железно­дорож­ни­ков, и его стали праздновать как Всесоюзный Сталинский день железно­дорож­ни­ков.

29 июля 1936 года вышел экстренный выпуск газеты "Гудок", который начинался с постановления правительства СССР «О праздновании Дня железно­дорож­но­го транс­порта Советского Союза». День железно­дорож­но­го транс­порта Советского Союза был объявлен всенародным праздником, первое его празднование было в кратчайшие сроки организовано по всей стране.

Через несколько лет постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 года было решено «перенести празднование Всесоюзного дня железнодорожника в 1940 г. на ближайший выходной день (воскресенье) — 4 августа. В будущем установить празднование Всесоюзного дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца». С 1980-х годов профес­си­ональ­ный праздник работников железнодорожного транспорта стал опять именоваться «Днём железнодорожника».

С ДНЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА!